Философская
концепция Аксёнов основана на представлении о глубоком взаимовлиянии
физико-математических и философских идей. Свою концепцию он называет
"трансцендентально-кинетической философией" или "метагеометрической
философией" в силу того, что в ней принцип времени, геометрия и физика
пространства соотносятся с познавательными способностями субъекта.
В 90-е гг. XIX в. Аксёнов писал об
относительности времени и обосновывал положение о том, что в
объективном мире есть только четырехмерное пространственное бытие.
На основе идеи четырех-мерности
бытия Аксёнов в 1912 оспаривал у Эйнштейна приоритет создания теории
относительности. С его точки зрения, бытие представляется движением
воспринимающего начала по "четвертому" измерению; особенности
человеческого восприятия соответствуют "временному сечению бытия".
Вместе с тем, восприятие трехмерности мира порождает философию движения
и эмпиризм, а введение временного вектора реализует более глубокое
основание психики - "трансцендентальное" (трансцендентное).
Математическое обоснование времени
сочетается у Аксёнов с признанием дуальности всего бытия, что,
собственно, и делает возможным формирование трансцендентного органа
восприятия. Изменение кинетического состояния эмпирического бытия
актуализирует человеческий "орган" трансцендентного восприятия,
благодаря чему человек способен "парить в поднебесье подобно птице", а
не оставаться всю жизнь в "подземном туннеле". Понимание
относительности времени, связи его физических характеристик с субъектом
восприятия позволяет Аксёнов сделать предположение о реальности
одновременного существования прошлого и будущего в трансцендентной
сфере планеты. "Прошедшее только прошло, но не исчезло", т.к. оно
прошло для нас, но не объективно. Между прошлым и будущим движется
только субъект восприятия, события же центрированы около своего вечного
трансцендентного стержня и имеют характер потока. Представления о мире
у человека зависят от скорости восприятия, как на киноленте.
Особое место занимают в философии
Аксёнова проблемы психики, сновидения, смерти и загробной жизни, воли,
причинности и действия (для Аксёнова, например, рождение загадочнее
смерти). Философия времени служит для Аксёнов доказательством
двойственности природы человека (физическая и трансфизическая),
"палингенезиса" (учения о перевоплощении) и в целом бессмертия
человеческой индивидуальности.
Аксёнов подвергает критике школы
материалистов, пантеистов, разделяет некоторые идеи Шопенгауэра (о
целесообразном строительстве судьбы, воле).
Категории феноменологии Аксёнов
истолковывает с точки зрения "метафизического" начала человека
("астрального человека"): воля - "мост" к собственному астральному
субъекту, любовь - выражение трансцендентной страсти воплощения.
Позиция человека в земном и "потустороннем" мире может быть изменена
посредством воли и свидетельствует о врожденной способности человека к
"сдвигу" собственного восприятия.
Соч.:
Трансцендентально-кинетическая
теория времени. Харьков, 1896;
Философия мистики или
двойственность человеческого существа. СПб., 1896;
Жизнь и смерть по Дюпрелю. М.,
1909;
Опыт метагеометрической философии.
М., 1912;
Нет времени. Популярное изложение
основных начал метагеометрической философии. М., 1913.